Skip links

Проект по разведению сайгаков в полувольных условиях инициирован на равнине Бетпак Дала

Тема сайгаков для Казахстана особенная. Именно на территории нашей республики обитает до 95% мировой популяции этих животных. Оставшаяся их малая часть приходится на северные районы Монголии и южные территории России.

Поэтому именно на Казахстане лежит огромный груз ответственности за сохранение степной антилопы. Ко всему прочему, животное это у казахов издревле считается «киелі», то есть сакральным, а значит, должно быть оберегаемым.

«Казахстанская правда» за пос­леднее время неоднократно обращалась к данной теме («Во всем ли виноваты сайгаки?», 4 июля 2022 года, «Сайгаки: стрелять нельзя помиловать», 27 июля 2022 года).

Напомним: мы едва не потеряли сайгака в 90-е годы минувшего века и в начале «нулевых» годов: его численность из-за нещадного отстрела сократилась до критического уровня – 24 тыс. особей.

В то время все мировое сообщество с тревогой наблюдало за ситуацией по сохранению сайги в Казахстане: слишком велик был риск ее полного исчезновения. К счастью, мы смогли добиться восстановления численности популяции степной антилопы. С 1999 года в Казахстане были запрещены сайгачий промысел и все другие виды ее добычи, кроме использования в научных целях. Данный запрет продлевался шесть раз.

Проблема сайгаков получила новый аспект минувшим летом. Достигнув к весне 2022 года чис­ленности по республике в 1 млн 380 тыс. особей, сайгачьи стада стали забредать на крестьянские поля, наносить вред посевам, что вызвало протест фермеров. Отраслевым министерством в этой связи были проведены заседания «круглых столов», в ходе которых шли горячие дискуссии между экологами, пострадавшими фермерами, представителями региональных акиматов, специа­листами «Охотзоопрома».

Серьезно обсуждалась перспектива планового отстрела степной антилопы, что разделило общественное мнение на сторонников и противников подобной радикальной меры. В результате решение проблемы зависло, и какого-то конкретного решения принято не было. Точку над «i» в этой неопределенной ситуации поставил тогда Глава государства, напомнивший соотечественникам о том, что сайгак для казахского народа – это «киелі» – священное животное. Таким образом, пугающей перспективы отстрела удалось избежать.

В хоре голосов представителей общественности касательно путей решения проблемы «перенаселения» этим животным трех существующих ареалов обитания прозвучали и совсем свежие идеи. Одна из них заключается в частичном «одомашнивании» степной антилопы и разведении ее под контролем человека.

Нынешним летом в Казахстане на базе фермерского хозяйства «Асар», что в Улытауской области, появился сайгачий питомник. Географически эти места относятся к одноименному бетпакдалинскому ареалу. Организатором выступил руководитель «Асара» Мадияр Алжаппар.

Для осуществления проекта он создал еще и ТОО «Asar Live». К слову, этот энтузиаст является кандидатом юридических наук и работает в сфере по оказанию правовых услуг.

В разговоре с журналистом Мадияр Алжаппар рассказал, что сайгачьи стада кочевали вблизи его родного села во все времена. Это позволяло наблюдать за ними, изучать повадки и особенности. Местные жители относились к «ақбөкенам», так называют казахи этих животных, по-доброму, старались отгонять волков и шакалов, подкармливали сеном в трудные зимы.

Судьба сайгаков всегда волновала Мадияра Алжаппара, поэтому он и взялся за воплощение идеи по одомашниванию сайгаков.

Основной целью проекта является изучение возможности содержания степной антилопы в условиях фермерского хозяйст­ва, в построенных для этого просторных вольерах. В числе практических задач – отработка навыков выпойки сайгачат молоком вручную, проведение контролируемого гона взрослых особей в полувольных условиях содержания, проведение окота.

Проект включает и большую научную составляющую: это изучение ДНК, состава крови разных популяций сайгаков на территории Казахстана, методов лечения распространенных болезней и других моментов.

Прежде чем приступить непосредственно к реализации задумки, инициаторы были обязаны пройти все разрешительные процедуры. Они включали в себя подготовку и обоснование биологической целесообразнос­ти проекта, получение ряда согласований и разрешений в центральных и местных исполнительных органах, общественные слушания с участием местного населения и представителей заинтересованных госорганов и общественных организаций.

Потребовалось также внести изменения в земельную карту хозяйства «Асар» в связи с изменением целевого назначения 370 гектаров угодий – такая площадь была отведена под проект. Произведены отчуждение и отвод этой территории.

…Минувшей весной руководитель проекта Мадияр Алжаппар вместе с группой единомышленников разбил палаточный лагерь в степи рядом с местом массового окота сайгаков. Целью людей было изъятие для питомника нескольких только что родившихся сайгачат.

Здесь стоит сказать о следующей особенности степной антилопы: после рождения детеныша его мать может отдалиться от него. Малыша может покормить другая сайгачиха. Такая вот коллективная ответственность за судьбу общего потомства, заложенный природой неистребимый код.

Для дальнейшего содержания в питомнике сайгачат брали из естественной среды в двух-трехдневном возрасте. Кормили тем же, чем кормят женщины младенцев, – молочными смесями, оберегали от простуды, инфекций.

Позже сайгачата были перевезены в питомник. Через три месяца кормления смесями их перевели на более взрослый рацион в виде зерновой дробленки. А теперь они уже питаются и сеном. В настоящее время в сайгачьем питомнике содержатся около 70 особей в полугодовалом возрасте.

Кстати, до того, как они подрос­ли и стали самостоятельными, работникам хозяйства приходилось быть начеку, смотреть за малышами во все глаза. Выхаживали слабых, защищали от угроз в виде волков, шакалов и одичавших собак. Чтобы те ненароком не проникли через изгородь в питомник, пошли на следующий шаг: запустили в загон к сайгачатам взрослого верблюда…

Как и ожидалось, он оказался очень дружелюбен к «мелкоте» – беззащитным молодым сайгакам, но зато при виде любого из четвероногих хищников, бросался на них, заставляя спешно покинуть пределы огражденной территории. Вот так защитником сайгаков и союзником людей стал двугорбый великан.

В настоящее время зимовка сайгачьего стада в питомнике проходит благополучно, животные здоровы. В декабре нынешнего года будет изучаться возможность проведения контролируе­мого гона сайгаков.

По словам заместителя директора питомника по науке Жумадии Тлеукенова, работа ведется совместно с Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом им. Жангир хана в Уральске. Кстати, вуз уже давно занимается изучением сайгаков. В свое время для этих целей даже создал на своей производственной базе мини-питомник, где содержались животные.

Однако потом, во избежание близкородственного скрещивания животных, его закрыли. С запуском проекта организаторы стали вести научную работу совместно с университетом из Уральска. В летние месяцы на базе питомника даже была организована практика студентов. Сотрудничество с вузом находит продолжение.

Жумадия Тлеукенов является специалистом по генетике животных, стажировался в Германии, Канаде, США и ряде африканских стран. Научными исследованиями сайгаков занимался и в прежние годы. Был свидетелем разных периодов и состояний популяции «ақбөкена» на территории нашей страны.

Говорит, что самыми драматичными были 90-е и начало «нулевых» годов. Из-за варварского истребления с целью получения рогов в стадах резко снизилось количество самцов-рогачей.

– Мы видели в степи стада, состоящие из 300–400 самок без единого рогача, – рассказывает ученый. – Всех самцов выбили браконьеры. А стадо без рогачей легко становится добычей волков. Дело в том, что когда волчья стая гонится за стадом, в определенный момент рогач встает на пути хищников и бесстрашно бросается на них. Пока идет неравная схватка, стадо получает шанс уйти от погони.

К сожалению, исход таких стычек бывает предрешенным – рогач погибает, но ценой своей жизни спасает самок и молодняк. Вероятно, в этом также заключен один из природных кодов, позволяющих популяции выжить. Сейчас картина в стадах изменилась, есть достаточное количество рогачей.

Об особенностях степной антилопы – ровеснице мамонтов – можно рассказывать долго. Хочется верить, что проект по одомашниванию сайгаков, осуществляемый на просторах Бетпақ Далы, поможет казахстанским ученым и экологам продвинуться в решении накопившихся проблем этого краснокнижного животного. О том, как зимуют сайгаки под надзором людей, наша газета еще расскажет своим читателям.

Источник

Оставить комментарий